РЕФЛЕКТО́РНАЯ ТЕО́РИЯ ПСИ́ХИКИ.
Психологическая теория, базирующаяся на том, что в основе психики лежит отражение внешнего мира. Основы Р. т. п. были заложены И. М. Сеченовым, утверждавшим, что «...все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы». Экспериментально она была развита И. П. Павловым и теоретически с позиций психологии уточнена С. Л. Рубинштейном (1946). Согласно Р. т. п., рефлекс есть ответ организма на внешнее или внутреннее раздражение, осуществляемый при помощи нервной системы. Существует большое количество разнообразных рефлексов, начиная от элементарных ответов организма и кончая весьма сложными, состоящими из целой серии следующих друг за другом отдельных актов. С помощью рефлексов обеспечивается взаимодействие отдельных частей организма и его органов, а также взаимодействие организма и окружающей среды. Р. т. п. была использована представителями бихевиоризма для обоснования процесса обучения языку как овладения системой речевых навыков в ответ на предъявляемые стимулы. В учебном процессе применяются опоры как на безусловные, так и на условные рефлексы. Последние приобретаются в процессе обучения.